Интервью, для издания “Таймер”
Фотографируют все. Но, пожалуй, тем, у кого есть дети, особенно хочется сохранить мгновение и сделать так, чтобы прекрасным оно осталось и в кадре.
О том, как качественно и красиво фотографировать самых маленьких, ТАЙМЕРУ рассказала Анна Крауклис – профессиональный фотограф, член Российского творческого Союза работников культуры, член Российского Фотосоюза.
– Не будем углубляться в тонкости процесса с точки зрения профессионала. Дано: простая «мыльница», ребенок дома. С чего посоветуешь начать? – Выбрать светлое время суток, отключить вспышку, подойти поближе к окну и выбрать нейтральный фон. От фона модель должна отойти на некоторое расстояние — ведь с помощью «мыльницы» нельзя размыть задний план. Многие любительские фотоаппараты искажают при крупных планах — учтите этот момент, если только искажение не является вашей идеей. Не стоит слишком заморачиваться качеством! В детской фотографии момент гораздо важнее технических характеристик, эмоциональное настроение кадра существенно важнее технического совершенства фотографии. Чтобы расти как фотограф, нужно поменять отношение к фотографии. Хороший фотограф с трепетом относится к своему умению сохранять кусочки нежности, любви, улыбок, слез. Он не просто фиксирует происходящее: как движутся фигуры, как меняется мимика, что подарили на день рожденья и куда мы ездили летом. Он помогает сохранить ощущения. Мы смотрим на фотографию, и чувствуем как дует ветер на море, как греет солнышко, и мы улыбаемся. Снимая – сохраняйте чувства. С «мыльниц» все начинают. Более того, есть фотографы с мировым именем , которые только на мыльницы и снимают. Самый известный из них – Терри Ричардсон. К слову, он снимает и детей.
– Как сделать домашние фотографии максимально интересными, живыми? – Когда начинающие говорят «у меня не получаются фотографии», многие из них и не подозревают, что фотограф выбирает свои 30 хороших из 300-400 кадров, а обычная съемка составляет не менее 500 фотографий. Снимайте больше, а затем безжалостно удаляйте неудачные. Выбирайте 10 лучших из каждой съемки. И снимайте чаще! Всегда держите заряженную камеру со свободной флешкой под рукой. Вот ребенок вымазался вареньем, вот первый раз моет посуду и залил все водой, одел папины ботинки, сделал домик из одеял и подушек, сам пытается одеть колготки, собирает башню из кубиков, смотрит в окно, лепит из пластилина, рисует, ест кашу, играет с кошкой… да просто спит! Сюжеты вокруг нас, и это самое интересное. Такие фотографии вы будете пересматривать через несколько лет с бОльшим интересом, чем снимки на фоне памятников. Это летопись вашей семьи, и обычный день вашего крохи куда интереснее «важных» событий. |Снимайте чувства, которые уже есть, а не те, которые вы пытаетесь навязать ребенку. Пусть лучше он плачет или дуется, чем наигранно улыбается, когда вы попросили. И почему у нас вечно валяется камера без дела до отпуска или дня рождения? Бытописание куда интереснее! Ведь когда мы рассматриваем свои детские фотографии больше цепляют простые мелочи, чем нарядное платье или неизвестный город. «Я помню этого мишку, эту книжку мне читал папа, а в этот шкаф бабушка не разрешала мне залезать, а мне так хотелось….» – наполните ваш фотоальбом маленькими воспоминаниями.
– А если хочется сделать постановочный снимок с бабушкой, с папой, с гостями или просто в красивом платье? – Постарайтесь обойтись без вспышки. Если вечер, и никак не получается – выберите самую «длинную комнату», пусть герои отойдут от стены. Направьте на них все возможные лампочки. А потом – рассмешите их, удивите, отвлеките от съемки. Пусть кадр, даже торжественный, будет живым! Фотографируйте со вспышкой и без. Сделайте больше вариантов, чтобы было из чего выбирать. Цифровые камеры гуманны к новичкам. Вы можете учиться пробуя и ошибаясь. Как сложно было использовать пленку! Ты снимаешь, не будучи уверенным в результате. Проявив пленку и обнаружив брак, переснять не всегда была возможность. Сейчас на пленку снимают мегапрофи. Это как петь или играть, например, на пианино с отключенным звуком, а затем послушать что получилось. Не представляю, как я снимала когда-то на пленку! И обязательно печатайте ваши фотографии, не храните тонны гигабайтов на диске. Собирайте лучшие в отдельную папку и хотя бы раз в 3-4 месяца относите в печать. Самые-самые печатайте – не 10х15, а 15х20 или даже 20х30. Совсем по-другому будет смотреться снимок! Клейте в альбомы, подписывайте истории к ним. Представляете, как интересно будет вашим детям через несколько лет рассматривать их? Да и вам тоже.
– Многие упорно ищут на фотоаппаратах кнопку «шедевр» – может, она все же есть? Как сделать почти профессиональный снимок мыльницей неподготовленному человеку? – Если вы снимаете дома – выберите самое световое время дня. Посадите ребенка на подоконник. Если светит прямое яркое солнце, выберите другое окно или подождите. Дайте ребенку мишку или куклу, или просто яблоко – что-то простое и узнаваемое. Сами прижмитесь к окну так, чтобы видеть ребенка не против света, а чтобы свет падал сбоку на него. И снимайте. Сделайте 100 кадров. Отходите дальше и подходите ближе. Пусть будут кадры с разными планами: ближний, средний, дальний – лицо, поясной портрет, может быть, фигурка целиком. Несколько кадров можно сделать со вспышкой, силуэтом против света. Несколько силуэтом, но без вспышки. Смешите и развлекайте малыша. Старайтесь не звать его по имени. Это слишком сильный, активный прием. На него он откликнется 1-2 раза, и ему надоест съемка вообще. Лучше спойте песню, расскажите стихотворение, погавкайте или помяукайте. Трудно дать совет, не зная возраста вашего ребенка. Вы сами лучше знаете, как задержать его на 15-20 минут. Не отвлекайтесь во время съемки на просмотр кадров – вы теряете контакт с моделью. Закончили? Сделали 100 кадров? Теперь открывайте их на компьютере и смотрите. Много не получившихся кадров? Не расстраивайтесь! Зато посмотрите, как на этой фотографии он смешно скорчил рожицу и сморщил нос, а на этой засмеялся! Здорово, правда? А теперь будьте критичны к своему творчеству – пересмотрите картинки и выберите 10 лучших и разных. Остальные удалите. Тяжело, особенно сначала! Я долго хранила такие фотографии в папке «zhalko_vybrosit». Когда кончилось место на диске – начала с этой папки. Хотелось бы отдельно сказать по поводу света дома – фотографию называют светописью. Хороший, красивый свет для удачной фотографии очень важен. Попробуйте сделать кадры в вашей квартире в разных местах в разное время дня, вы обязательно найдете места с очень красивым освещением. На улице с «мыльницей» легче, чем в помещении. Избегайте яркого полуденного освещения, при съемке с ним, используйте вспышку чтобы компенсировать яркий верхний свет, который никому не идет. Выберите красивое и по возможности малолюдное место – пляж, парк, лес, поле – снимайте там. Больше двигайтесь вокруг модели. Меняйте позы, сюжеты, развлекайте и хвалите своего героя или героев. Не важно сколько ему лет – 2 или 5 или 15, или это папа, или мама с ребенком – искренне восхищайтесь всем, что они делают. Корчат ли рожу, ковыряют ли в носу или отворачиваются в нежелании фотографироваться. Вот тогда они расслабятся, засмеются, посмотрят на вас с удивлением… неизвестно как они себя поведут, но вам это понравится! Самое красивое освещение – перед закатом, за 40-50 минут до него. Обычный парк становится сказочным, а как красиво на море! Не бойтесь экспериментировать со светом, ракурсами, позами, движениями. Ходите вокруг ваших моделей, залезайте повыше и снимайте сверху, ложитесь на траву и снимайте снизу, снимайте против и по свету. Пробуйте – только так рождаются хорошие фотографии! На улице при хорошем освещении можно позволить себе то, что не снимет камера в помещении. Можно снимать движение: попросите ребенка прыгнуть куда-нибудь, позовите, чтобы он побежал на вас, пусть поваляется на траве или снегу, потанцует. Пусть взрослый подкинет его к небу. Можно подбрасывать мяч, махать руками, веселиться и кривляться – все эти сцены возможны на улице. Дома их снять гораздо сложнее, дома приходится избегать динамичных кадров.
– Есть ли какая-то одежда, цвета или сочетания цветов, которых ты посоветовала бы избегать, запретные ракурсы, распространенные ошибки при фотосъемке? – Главное, на мой взгляд – позитивное настроение во время съемки. Не ругать ребенка, не критиковать супруга (жену, подругу, модель). Часто слышишь: «ну как ты встал, ну хоть что-нибудь изобрази!», а то и хуже. Хвалите, делайте комплименты, шутите, смущайте дурацкими вопросами, удивляйте. Не одевайте черную одежду, а вот белая – как раз очень хорошо. Не одевайте одежду с крупными надписями, яркими брендами, заметными картинками на груди – все это будет отвлекать от восприятия человека в кадре. Ребенок хорошо смотрится в ярких маечках, шапочках, панамках. Детям идет быть босыми и немного лохматыми. Снимайте настоящего ребенка – такого, какой он есть. С зализанными волосами и в непонятном карнавальном костюме его снимут в детском саду. А его настоящего знаете только вы. Детей здорово снимать с аксессуарами – мамиными бусами, папиными ботинками, шарфами, шарами и мыльными пузырями. Фантазия может работать безгранично. Важно, чтобы аксессуары в любом виде и ракурсе каждому зрителю были понятны. Для примера – мячик и кубик всегда будет понятен, а сложная крупная игрушка будет скорее отвлекать от сюжета и героя.
– Все, что мы обсудили, относится к съемке детей от годика до 10-12 лет. А как снимать совсем маленьких детей? Новорожденных? 3-6 месячных? Это совсем другая история. Да простят меня мамы, съемка грудного ребенка ближе к съемке натюрморта, чем портрета. Если ребенок один, конечно! Если мы снимаем их вместе с папой или мамой, то получаются великолепные портреты. Такие нежные отношения между родителем и ребенком очень хочется фотографировать. А если ребенок один… Точно, что без вспышки! Что же мы можем придумать? Как положить ребенка, как одеть, какие подобрать предметы и аксессуары? Очень интересно снимать ребенка с предметами, которые подчеркнут, какой он маленький. Можно положить его в корзинку, большое блюдо, положить спящего на красивую подушку. Полугодовалого можно снять с мишкой и через год удивиться, как мишка уменьшился! Снимайте ребенка на тканях с разной фактурой: вязаных, шелковых, велюровых, можно использовать мех. Одевайте на ребенка разные смешные шапочки, пинетки, носочки. Если позволяет ваша камера, снимите обязательно детали: пяточки, ладошку в папиной руке – какая она маленькая и нежная, хохолок на головке. Вам будет легче, если спящего младенца вы положите не в кровать – там его совсем не видно, а на пол, естественно постелив туда одеяло или положив подушку.
– Почему ты посвятила свою карьеру фотографа именно детям, в чем прелесть работы с ними? – Я снимаю и взрослых, у меня есть взрослые портреты, съемки актрис, моделей…. Но детская и семейная фотография нравится мне значительно больше. Снимая маленького ребенка, ты попадаешь в атмосферу нежности, любви и трепета, которую трудно ощутить еще в какой-то профессии, и даже жизненной ситуации. Я люблю общаться с детьми любого возраста, они видят мой искренний интерес и, наверное, поэтому им тоже со мной интересно. Я люблю снимать семьи, знакомиться с ними, узнавать. У каждой семьи своя гармония, абсолютно уникальная. Когда в семье маленький ребенок – чувства в ней особенно яркие, острые. Увидеть эти взаимоотношения, их чувственность и глубину, а затем запечатлеть на снимках – трудная, но невероятно интересная задача. Это любовь и счастье, радость и огорчения, ревность и восторг. Совсем разные чувства соседствует друг с другом ежедневно, и их невозможно скрыть. Моя задача заключается в том, чтобы увидеть их самой, и помочь увидеть героям на снимках. Мой взгляд отнюдь не критичный, я вижу лучшее в людях, в их отношениях. Возможно, поэтому им так нравятся мои снимки.
Беседовал Святослав Пироженко
Leave a reply